20 Май 2018, Воскресенье, 22:10
Главная / Аналитика / Каким должен быть следующий глава государства?

Каким должен быть следующий глава государства?

Другой президент

Чего ждать и чего опасаться в случае смены президента страны?

Этот вопрос волнует практически каждого думающего человека, что отчасти вызвано гробовым молчанием по этому вопросу самого Лидера нации. Сегодня мы попытаемся выяснить, какими качествами должен обладать “второй капитан”, способный стать у штурвала и филигранно провести корабль под названием “Казахстан” через все подводные камни.

Нашим собеседникам мы предложили ответить всего на два вопроса:

1. Какими личностными качествами должен обладать следующий президент Казахстана и каких идеологических установок он должен придерживаться?

2. Есть ли среди современных политиков и государственных дея­телей люди, обладающие названными вами качествами?

Мурат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана:

1. Следующий президент в первую очередь должен проявить стремление к демократизации общества. В частности, добровольно отдать часть полномочий, которые сегодня сосредоточены в руках главы государства. Конечно же, это должен быть человек вкуса, высокой культуры, человек, который не допустит сосредоточения своих родственников на высоких государственных должностях. Это должна быть взвешенная, умудренная жизненным опытом личность. Ни в коем случае это не должен быть человек моложе сорока лет. Ведь чтобы управлять таким государством, человек должен иметь устоявшиеся жизненные ценности, опыт, должен принимать по внимание традиции восточного общества. А еще я вижу в роли будущего лидера страны человека, который взял бы все позитивное от нынешнего президента, не охаивал бы его, но в то же время не предавался бы слепому восхвалению.

2. В ближайшем окружении главы государства, в его аппарате, в правительстве таких людей почти нет. В основном там я вижу людей сытых, готовых ради власти придерживаться любой точки зрения – одним словом, людей ангажированных. Президентом же должен быть человек, способный пожертвовать личными интересами, принести их в жертву ради каких-то высоких ценностей. К сожалению, система создала такие условия, что во власти оказались беспринципные, бесхребетные. К сожалению, она не терпит ярких личностей.

Мэлс Елеусизов, лидер экологического союза “Табигат”:

1. Человечество всегда стремилось к справедливости, поэтому хотелось бы видеть на этом посту в первую очередь думающего о людях человека, справедливого, честного – то есть обладающего всеми теми “библейскими” качествами, которые народ хочет видеть в вождях. В принципе, многие качества сегодняшнего президента, я думаю, были бы очень полезны президенту будущему. Нурсултан Назарбаев двадцать лет управляет страной и, на мой взгляд, делает это виртуозно.

Куда должен повести нас новый президент? Думаю, только не на Запад. Запад – это капитализм, а у капитализма нет будущего. Мы должны пойти своим, собственным путем в интересах народа. Сейчас мы выгребем все наши ресурсы, а что дальше будем делать? Об этом и должен будет думать следующий президент. Нужно, опираясь на старое, учитывать новое. Консенсус старого и нового – это золотая середина.

2. Нет, я такого не знаю. Конечно, в разных ситуациях человек проявляется по-разному, но пока я вижу, что окружение президента – всего лишь исполнители: “Елбасы сказал”, “Елбасы сделал”, “Елбасы поручил”… Фактически они скидывают на президента всю ответственность за все, что происходит в стране.

Бурихан Нурмухамедов, политолог, директор Института национальных исследований:

1. Следующий президент, на мой взгляд, прежде всего должен обладать лидерскими качествами. Мы должны исходить из того, что в будущем казахстанская модель политической системы будет трансформироваться и система сдержек и противовесов в ней будет опираться на полноценные политические институты. Вырастет роль парламента в принятии решений, премьер-министр будет одним из лидеров правящей партии, важную роль будет играть институт самой политической партии. В этих условиях для сохранения высокой динамики развития страны очень важную роль будет играть авторитет личности следующего президента.  Кстати, в будущем в руководстве правящей партии может быть несколько сильных лидеров, один из которых будет президентом страны, второй – спикером мажилиса, третий – премьер-министром и т.д.

С другой стороны, нельзя исключить ситуации, когда президенту придется принимать непопулярные решения (как, например, с пенсионной реформой). В таком случае президенту наряду с лидерскими качествами нужно будет иметь достаточный уровень популярности. Кроме того, следующий президент априори должен будет иметь авторитет, реноме, узнаваемость на международной арене.

Что касается идеологических установок, то некие “флажки”, я думаю, уже расставлены. Необходимо, конечно, будет обеспечить преемственность нынешнего курса, чтобы не было больших потрясений, но в целом я считаю, что за последние полтора-два года основные положения социально-экономического и внешнеполитического курса обрисованы достаточно детально, и чего-то нового в этом плане от следующего президента я не ожидаю. Резкий вектор в сторону Китая, России или, допустим, тюркского мира маловероятен.  Существующая сбалансированная модель на первом этапе, конечно же, будет сохраняться.  Что будет дальше, как говорится, поживем – увидим, тем более что в будущем, не исключено, направления дальнейшего движения страны и социально-экономического развития будет определять не один лишь президент.

Нынешняя политическая модель с сверхсильным институтом президента получила легитимность за счет индивидуальных особенностей личности первого президента, который, скажем так,  заслуженно все это имеет и исторически, и политически, и внешнеполитически за счет капитала, который он из года в год наращивал.

Было бы ошибочным все это автоматически экстраполировать на то, что будет после него. Другими словами,  президента, точно такого же, как Назарбаев, не будет, это надо понимать. Во-вторых, надо исходить из того, что с большой долей вероятности следующий президент не будет занимать этот пост столь же долго. Мы вступим в такую полосу, когда президент будет избираться на один – два срока. Он будет исходить из понимания, что его фигура сменяемая. События последних лет в арабских странах, на Ближнем и Среднем Востоке наглядно демонстрируют, что приходит конец длительным правлениям. Мы видим, как сменяемость власти происходит в Афганистане, Иране, Египте, Тунисе, как драматично идет процесс в Сирии.

И события в этих странах, кстати, показывают, как непросто складываются отношения между различными политическими партиями, между правительством и парламентом, между президентом и конституционным советом и т.д. В этих условиях для стабильного, бесконфликтного и поступательного развития страны очень большую роль опять таки будут играть лидерские качества главы государства, призванного стать арбитром между противоборствующими сторонами.

2. Конечно, такими качествами потенциально среди представителей управленческой элиты обладают многие. Например, Касым-Жомарт Токаев, Имангали Тасмагамбетов, Мухтар Кул-Мухаммед, Дарига Назарбаева, Крымбек Кушербаев…

Но это еще ничего не значит. Мы говорим о том, что в будущем важным политическим институтом становится партия – правящая партия – своеобразный центр принятия решений.  Если мы говорим о преемственности власти и исключаем другие варианты, то  все эти личности прежде всего должны пройти через горнило внутрипартийной конкуренции. И в этой связи, как мне кажется, весьма показательно, что в ходе последнего съезда “Нур Отана” в политсовет партии вошли Карим Масимов и Имангали Тасмагамбетов…

Азимбай Гали, философ, доктор исторических наук:

1. Следующий президент не должен быть коррумпированным. Он должен быть ориентированным на казахские интересы, проводить мощную социальную политику, во внешней политике сверять ориентиры с Западом. А еще следующий президент не должен быть автократичным.

2. Кого изберем, тот и будет.

Амиржан Косанов, общественный деятель:

1. Он должен быть демократичным, способным выслушивать альтернативное мнение,  уметь консолидировать общество и правящую элиту вокруг общенациональных идей, иметь опыт государственного управления, кроме того, он должен быть равноудален от олигархических групп влияния. Следующий президент должен заявить две вещи: что будет сидеть на своем посту не более двух сроков и сделает все для того, чтобы расширить полномочия парламента и правительства, поделившись частью своих нынешних полномочий.

2.Такие люди есть и во власти, и вне ее.

Подготовила Алмагуль Олжас

Источник: http://camonitor.com/

Источник:

Источник:

Источник:

Источник:

Посмотрите еще

2017070816174435997_20170708153859

17 тысяч гектаров сенокосов сгорело в Атырауской области

В тушении степных пожаров было задействовано 70 человек, привлечено 10 единиц техники. 17 тыс. гектаров ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.